Рынок подержанных автомобилей переживает невиданный бум в России. И это неудивительно – доходы населения падают, аппетит растет вместе с желанием получать от жизни максимум комфорта, а он, как известно, без личной машины немыслим. Приобрести новое приличное авто не каждому по карману, остается довольствоваться моделями эконом класса типа самых дешевых Renault Logan и Sandero, Datsun on-DO и Lada Granta, а это многим не по душе. Отличный выход – приобрести машину намного выше классом, другими словами выбрать что-то на вторичном рынке. Вот только как это правильно сделать?

Критерии выбора

Покупая б/у автомобиль, мы, в первую очередь, смотрим на цену, при этом забывая множество других факторов – состояние, пробег, возраст и процент поломок. Начинать правильнее всего с двух последних.

Возраст

Машина может быть почти новая, при этом ломаться, как будто на ней 10 лет бревна возили, или ржаветь уже через несколько месяцев после покупки. Другая вроде бы уже старушка, а на ней меняли только расходники да то, что порекомендовали механики при плановом ТО, а двигатель работает и работает, как будто только что с завода, и другие крупные узлы все еще родные.

Пробег

На него нужно обращать внимание обязательно. Что важно, если он большой, вполне можно поторговаться. Многие считают, что при большом пробеге машина, считай, убита, так что нет смысла выкладывать за нее приличную сумму, даже если это представитель бизнес-класса. Продавец, видя заинтересованность, вполне может скинуть несколько десятков тысяч рублей, лишь бы ее продать. А если найдете еще какие-нибудь дефекты, которые у старых автомобилей неизбежны, за неплохую цену можно приобрести очень приличный экземпляр.

Состояние

Тоже немаловажный фактор, на который обязательно нужно обращать внимание. Вместе с тем, на некоторые дефекты можно закрыть глаза, если цена машины привлекательна. Просто посчитайте примерно, во сколько обойдется ремонт. Если сделка выгодна, то приобретайте.

И еще один фактор, на который тоже нужно обращать внимание – количество собственников. Чем их меньше, тем лучше. Идеально, если у машины был всего один хозяин, который пользовался ей исключительно для поездок на дачу в теплое время года. Но таких экземпляров на рынке подержанных автомобилей единицы, поэтому так важно знать примерный рейтинг автомобилей.

Рейтинг по возрасту

В Европе принято менять автомобиль каждые 3 года. Эта тенденция уже добралась и до России. Люди при деньгах так и делают – поездили несколько лет, продали, купили новый, поэтому 2-х-3-х летних машин на вторичном авторынке всегда достаточно.

Следом по популярности идут авто в возрасте 4-11 лет – по возрастающей. Все, что старше 12 лет, считается слишком старым, а потому тратить деньги на покупку такого автомобиля бессмысленно, хотя и не запрещено – мало ли какая ситуация у человека сложилась, а ездить на чем-то нужно.

Следующий рейтинг основан на данных немецкого агентства TUV.

Десяти-  и одиннадцатилетние

Здесь места распределились следующим образом:

  1. Porsche 911;
  2. Toyota Corolla;
  3. Mercedes SLK;
  4. Toyota RAV4;
  5. Honda CR-V;
  6. Toyota Avensis;
  7. Audi TT;
  8. Ford Fusion;
  9. Mazda 2.

Все перечисленные машины можно встретить на улицах российских городов достаточно часто, даже Porsche 911, причем новый и в эксклюзивных комплектациях давно перестал быть чем-то необычным.

Восьми-  и девятилетние

Если в группе 10-11 лет лидируют японские автомобили (5 из 9), то здесь у них всего 3 места. Зато появился субкомпактный малолитражный автомобиль.

Рейтинг: 

  • На первом месте Porsche 911.
  • Audi TT поднялась с седьмого на второе.  
  • Mazda 2 теперь в тройке лидеров.
  • Mercedes SLK опустила с третьего на четвертое место.
  • Toyota Auris – неожиданно заняла сразу 5 место.
  • Volkswagen Golf Plus – вполне предсказуемое 6 место.
  • Toyota Corolla Verso и Toyota Yaris делят 7 и 8 места.
  • Mercedes C-Class и BMW Mini – 9 и 10.

Ломаются все перечисленные машины лишь в 15% случаев.

Шести-  и семилетние

Эти машины ломаются еще реже – в 6,8-10,1% случаев:

  • В тройке лидеров Mazda 3, Porsche 911 и Audi TT.
  • Четвертое, пятое и шестое места у BMW X1, Toyota Avensis и еще одного «немца»  – Audi Q5.
  • Volkswagen Golf Plus теперь на седьмом месте.
  • Замыкает список тройка немецких машин – Mercedes GLK, Mercedes E-Class и Mercedes SLK.

По-прежнему в лидерах Porsche 911, хотя он и уступил пальму первенства «японцу».

Четырех-  и пятилетние

Наиболее популярные из подержанных машин. Стоят они существенно дешевле 2-х или 3-х летних, а это значит, что можно купить очень приличную «тачку» за вполне доступную цену.

Рейтинг (цифра обозначает процент поломок):

  1. Mercedes SLK – 2,9%.
  2. Audi A6 – 4,2%.
  3. Спортивное купе Audi TT – 4,4%.
  4. Porsche 911 – 4,8%.
  5. Mitsubishi ASX –  5%.
  6. Audi A1 – 5,2%.  
  7. Mazda 3 – 5,6%.
  8. BMW X1, Mercedes GLK и Hyundai ix20 – 5,6%.

Что интересно, в рейтинг б/у машин от 4 до 5 лет вошел вполне бюджетный субкомпактвэн корейского производства. 7 авто из 10 – немецкие.

Двух-  и трехлетние

Многие из двух-  и трехлеток, представленных на рынке, выглядят как новые – что внутри, что снаружи. Пробег у большинства из них небольшой, а процент поломок, потребовавший более-менее серьезного ремонта, и того меньше – 2,1-2,7%. Правда и стоят такие б/у автомобили намного дороже всех, что были представлены выше.

Рейтинг:

  1. Porsche 911 – 2,1%.
  2. Mercedes GLK – 2,1%.
  3. Mercedes B-Class – 2,2%.
  4. Mercedes A-Class – 2,3%.
  5. Mercedes SLK – 2,4%.
  6. Mercedes M-Class – 2,4%.
  7. Mazda 2 – 2,5%.
  8. Audi Q5 – 2,7%.

7 из 8 автомобилей – немецкие, и это говорит об их высоком качестве. Хотя чем старше становятся эти машины, тем реже они попадают в рейтинг тех, которые редко ломается. В почтенном возрасте лидируют японцы.

Рейтинг по цене

Найти авто по цене до 200000 руб., чтобы она действительно была вменяемая, а не ломалась каждые 5 000 км пробега, в принципе нереально. Хотя неожиданности случаются – нужно регулярно мониторить сайты, где выставляются подержанные автомобили. Но скорее всего это будут представители Renault или Peugeot. Можно найти Opel Corsa старше 2008 года выпуска и только в базовой комплектации.

Выбор автомобилей в ценовой категории до 250000 руб. чуть шире. С большой долей вероятности это будет Volkswagen Polo 2005 г. в базовой комплектации, Škoda Fabia примерно такого же возраста или Nissan Almera. Последний можно найти в топовой комплектации, но старенький – 2003-2005 гг. И еще одну марку нужно однозначно рассмотреть – Nissan Passat выпуска 2003-2009 года. Эти машины отличаются завидной долговечностью.

Автомобили до 300 000 руб. – это Chevrolet Aveo 2010 года выпуска, Kia Rio 2008 и Mitsubishi Lancer 2008, до 400000 руб. – Škoda Fabia в неплохой комплектации, Renault Logan 2015-2018 или Sandero 2017-2018 г, Volkswagen Polo постарше, но в топовой комплектации, либо попроще и поновее – 2014-2015 гг.

В сегменте до 500000 руб. лидируют по популярности Hyundai Solaris и Kia Rio 2013-2015 гг. – прежде всего потому, что можно найти автомобили относительно молодые (до 6 лет), затем идет Mitsubishi Outlander, правда, 2007 г. и старушка Mazda 3 аж 2005 г. или старше.

Из машин в диапазоне цен до 600000 руб., придется выбирать между Škoda Octavia 2013-2014 гг, Mazda 3 2012-2013 гг или Ford Focus 2013-2015 гг, до 700 000 руб. – Volvo XC90 2008 г., Opel Insignia 2014 г, BMW X5 2007 г., Volkswagen Passat 2016 или Polo 2018 г.

Выбор в ценовом сегменте до 800 000 руб. уже шире – Kia Rio 2018 г, Toyota RAV4 2011 г, Škoda Octavia 2016 г, Mitsubishi ASX 2014 г или Mercedes-Benz GLK 2010 г.

Почти за миллион (до 900 000 руб.) можно приобрести Nissan Qashqai 2014 г, Ford Focus 2018 г., Mitsubishi Outlander 2013 г, Mazda CX-5 2013 г, Honda CR-V 2012 г.

Хотите автомобиль покруче, значит придется закрыть глаза на довольно большой пробег. Но помните, на 200 000-250 000 км многим автомобилям, даже самым стойким и долговечным, уже может потребоваться капитальный ремонт, поэтому обязательно смотрите на то, как эксплуатировалась машина и сколько владельцев у нее было.