Коробка передач преобразует и передает крутящий момент с двигателя на колеса, обеспечивает холостой ход и полную остановку автомобиля. При покупке подержанной машины важно тщательно проверить состояние КПП, особенно если это коробка-автомат.

Визуальный осмотр — смотрим под капот, под задний бампер и на шины

Первое, с чего рекомендуется начать проверку — заглянуть под капот и найти коробку передач. В некоторых автомобилях она необслуживаемая, но у большинства обслуживаемая. Если у вас второй вариант, то достаете щуп и смотрите:

  • какого цвета масло — если оно темно-темно коричневое, почти черное, значит его давно не меняли;
  • уровень масла.

Дальше обязательно нюхаете масло. Оно должно пахнуть машиной (технических запах). Если в нос бьет горелым, значит полетели фрикционы, и коробка передач в принципе уже нерабочая. В необслуживаемой КПП аккуратно откручиваете пробку и нюхаете, чем она пахнет.

Чисто под капотом не бывает никогда. Если на фоне остальных агрегатов коробка буквально блестит, это повод задуматься. Скорее всего ее ремонтировали.

Обратите внимание, есть ли на машине фаркоп и какие установлены шины. Как правило, и буксировочный крюк, и грязевые (внедорожные) шины стоят на внедорожниках. Это значит, что машину эксплуатировали на бездорожье и, что вполне вероятно, буксировали прицеп. Коробка-автомат ни того, ни другого не любит. Достаточно один-два раза побуксовать в грязи, чтобы фрикционы подгорели.

Тестирование из салона

Заведите двигатель и прогрейте коробку-автомат (3-5 мин, если на улице тепло, 10-15, если холодно). Многие неисправности на непрогретой АКПП не диагностируются.

Выжмите педаль тормоза и пройдитесь по передачам — сначала медленно, затем быстро. При переключении не должно быть никаких рывков. Легкие, практически не ощутимые, толчки допустимы. Сильное дерганье говорит о том, что АКПП неисправна.

После проверки автомата в режиме стоянки переходят к тестированию на скорости. Начинают с плавной езды. Для тестирования выберите пустой участок дороги без светофоров достаточно длины — нужно будет разогнаться до скорости 60-80 км/ч.

Если все передачи переключаются нормально, переходят к следующему тесту — резкому старту с места. Если вы давите на педаль газа, двигатель гудит, а машина не трогается, значит АКПП буксует. Если при большом количестве оборотов мотора автомобиль очень медленно ускоряется, значит автомат буксует. О том, что АКПП в рабочем состоянии при резком старте с места говорит быстрый уход машины вперед, отсутствие на тахометре рывков и болтанок.

И третий тест — нужно разогнаться до 90 км/ч, отпустить педаль газа, сымитировать нейтральную передачу, и понаблюдать, насколько плавно будут снижаться передачи.